Сегодня, 1 марта 2011 года, в Российской Федерации вступил в силу «Закон о полиции». В прошлое уходит целая эпоха, когда борьбу с преступностью в стране вела сначала cоветская, а потом и российская милиция. Но те, кто носил милицейскую форму, кто, как пелось в популярной песне, вел «незримый бой» с ворами, мошенниками, бандитами и убийцами, кто выполнял каждодневную, рутинную, порой неблагодарную работу, никогда не забудут свою службу и, что самое главное, своих товарищей и наставников, с кем трудились бок о бок многие годы в системе МВД. Не забуду их и я сам…
В девяностые годы уже прошлого века мои коллеги работали без выходных, по двенадцать-восемнадцать часов в сутки. Зимой выезжали на происшествия в промерзшей насквозь «буханке», как называли тогда «УАЗ»-фургон, на который выдавали всего-то по десять литров бензина, оформляли документы на видавших виды печатных машинках, эксперт порой был «вооружен» только стареньким «Зенитом», зарплату ждали иногда по нескольку месяцев, ее выплату зачастую задерживали. Трудились люди на износ. Но были какие-то искорки, энтузиазм в работе, взаимовыручка и оптимизм!
Нам, молодым тогда сотрудникам, что называется, повезло с наставниками. Мы учились работать у В.П. Кормилицына, А.Е. Левина, В.А. Ванюшина, Ш.И. Гусейнова, Н.И. Подмарева, В.Н. Матерова, Т.А. Пакиной, Н.Г. Соколовой, Н.В. Левиной, А.В. Шошина, А.Н. Вагина, В.Н. Пяткина.
Но мне лично повезло и с коллегами. Рядом со мной работал А.И. Юдин. Он фактически один, в морозную зимнюю ночь раскрыл убийство на базе отдыха «Дубрава», выполнив то, что не смогли сделать оперативный сотрудник, участковый, сам изъял вещественные доказательства и снял на пленку место происшествия. Поверьте, для молодого следователя это немало!
Не могу не сказать добрые слова о А.В. Голубеве. Алексей однажды расследовал уголовное дело против нескольких подозреваемых по фактам краж из сельских магазинов. Обворованных торговых предприятий было около десятка, и ему пришлось самому «прошерстить» кипы бухгалтерских документов, чтобы вовремя предъявить обвинение всем воришкам и направить дело в суд. От магазинной «бухгалтерии» пухла голова, цифры снились в не очень спокойных снах следователя. Но он сумел, как в народе говорят, «свести концы с концами», несмотря на то, что у него в производстве на тот момент было достаточно и других дел.
Настоящим мастером в расследовании многоэпизодных уголовных дел, касающихся преступлений в сфере экономики, считаем мы и А.В. Зуева. На своих плечах Александр постоянно «вез» дела, в которых только обвинительное заключение составляло несколько томов.
Старший участковый уполномоченный М.Ю. Чудаков тоже оказался парнем надежным, находчивым и терпеливым. На своем посту он проработал более двадцати лет, долгое время его участком был металлургический завод. Это предприятие и людей, что там трудились, Михаил очень хорошо знал. Благодаря ему были раскрыты многие преступления, совершенные на заводе.Не погрешу против истины, сказав, что Х.Х. Фахруддинов - настоящий мастер сыска. Он, помнится, «расколол» убийцу, расчленившего труп и закопавшего голову жертвы на одном из сельских огородов. Тогда голову искали всем отделом внутренних дел, с помощью прибывших из областного центра группы матерых поисковиков-кинологов.
Немало сил и энергии следственной работе отдал И.А. Докторов. Ему памятно сложное и запутанное дело по факту смерти некоего гражданина, которого с черепно-мозговой травмой «выставили» некие горе-лекари из больницы. По нему наш коллега назначил и провел несколько сложных экспертиз, чтобы докопаться до истины. Придя в горотдел милиции с дипломом педагога-историка, он сумел за короткий срок стать одним из лидеров в следственном подразделении.
Что касается моих самых близких друзей, то тут на первом месте в милицейской моей жизни был Ю.Н. Голунов. Он прошел путь от рядового патрульно-постовой службы до начальника дежурной части. Кто-то метко сказал про него, что это всегда подтянутый, спортивного вида офицер. Чего уж не отнять у Юрия было, то это умения разобраться в ситуации, проявить выдержку и хладнокровие, найти точку соприкосновения с самым отпетым ворюгой, убедить его, что и у него найдутся какие-то струны в душе, и что может быть «пока еще не поздно…сделать остановку».
И про еще одного моего друга А.В. Ивина не могу не сказать несколько добрых слов. Всегда и везде Алексей являл собой образец оптимизма и бьющего ключом жизнелюбия. Поверьте, в работе милиционера данные качества характера - немаловажный плюс. Они помогали и с людьми быстрее сойтись, и товарищу в трудную минуту помочь. Один из первых поехал Алексей в командировку в Чеченскую республику, работал там честно и самоотверженно.
Милицейская эпоха уходит. Жаль, конечно, что напоследок нас, сотрудников российской милиции, сознательно топили в волне негатива, что порой задыхались мы от обиды и горечи, видя и слыша откровенно издевательские речи в наш адрес. Но не будем сейчас углубляться в эти дебри. Доля горькой правды тут есть. Лично у меня никто не отнимет уверенности, что в органах милиции я и мои коллеги работали не зря, помогали людям, спасали их, выкорчевывая воровское и бандитское отребье. Именно те люди, о которых я рассказал выше, в «лихие девяностые» сдерживали волну преступности, захлестнувшую тогда Россию, положили на это жизнь и здоровье. Спасибо вам, дорогие коллеги-милиционеры, за вашу службу, за то, что вы есть на свете. Мы все помним - бывших «ментов» не бывает. Ведь работник милиции – это состояние души!
М. Саленков, член Союза журналистов России.